Фото Олега Черномаза и из архива театра
Зрители на своих местах. На сцене кукольного театра «Кудесник» начинается представление.
Детвора затаила дыхание – оживает сказочный лес, все вокруг озаряется таинственным светом и наполняется звуком. Кукольные герои уводят ребят в чудесный мир фантазий и доброго волшебства. А творят его настоящие люди-«невидимки», для которых игра в кукол стала профессией
Театр, как известно, начинается с вешалки. А вот жизнь закулисья – с создания спектакля. Дело это, надо сказать, хлопотное, но очень интересное. За каждым спектаклем – труд десятков людей, всегда остающихся для нас, зрителей, безымянными.
Для начала нужна идея – о чем поведать зрителю, что сможет зацепить не только малышей, но и их родителей? Подход к решению этого вопроса должен быть серьезным – как никто другой знает об этом актер-кукловод «Кудесника» Александр Шевель.
– Читать, смотреть, наблюдать, слушать – нужно быть, что называется, в теме, – говорит Александр. – Спектакль – это не просто «жили-были», это некая игра со зрителем. Он должен поверить, что кукла оживает, а все происходящее – реально. Только так можно донести определенный смысл, чему-то научить, в чем-то подсказать, делая это не напрямую, а иносказательно.
Несмотря на то что в театре «Кудесник» Александр Шевель работает только второй год, он уже вовсю пробует себя в качестве режиссера. С успехом недавно прошел поставленный им спектакль «Котенок по имени Гав», сейчас трудится над новым – «Муми-зима», премьера которого состоится к Новому году.
– Зайчики, лисички и белочки – это, конечно, мило и симпатично, – рассуждает Александр, – это классика, без которой невозможно представить ни один детский спектакль. Но иногда хочется чего-то необычного – так почему бы и нам не поэкспериментировать?
По задумке автора, в волшебном лесу должно произойти нечто удивительное – наступит зима. «Вот уж диковина!» – усмехнетесь вы. И напрасно – для маленького муми-тролля это будет первая зима, которую он не проспит, как обычно. На каждом шагу его будут ждать необыкновенные открытия и небывалые приключения, которые наверняка позабавят не только ребятню, но и всех, кто постарше.
Что ж, идея есть, художественный совет ее утвердил, а текст написан – это значит, пора за работу! Для начала необходимо переместить образы главных героев из головы режиссера на бумагу. Поможет ему в этом главный художник театра – в нашем случае Екатерина Калашникова. Что это будет за кукла, будет ли она моргать, как у нее должны двигаться конечности – уже на первых этапах следует учесть каждую мелочь. Не менее, чем внешность, важна и внутренняя составляющая сказочного героя – у каждого свой голос, манера поведения и характер. Полученный эскиз в полный рост передают в бутафорный цех – вот она, кладезь интересностей. Чего тут только нет – успевай рассматривать! Здесь творят мастера на все руки – Екатерина Семенова, Татьяна Петришина и Вера Чаркандян. Шьют, клеят, рисуют, лепят – им подвластны все секреты искусства «куклоделия». Каким бы точным эскиз ни был, в нем всегда остается пространство для фантазии, чем они с радостью пользуются. В процессе вдруг окажется, что нужно что-то изменить – какому-то герою нужно подчеркнуть определенные черты, усилить детали или, наоборот, сделать его мягче и романтичнее. И тогда точно получится настоящая, «живая» кукла.
– Что вложишь в свое детище, то и получишь, – считает художник-бутафор Екатерина Семенова. – Главное – делать все с душой и чистым сердцем, даже если сроки поджимают. А такое у нас в последнее время часто происходит – без дела не сидим. Но мы только рады: это значит, что театр живет и развивается.
Екатерина работает в «Кудеснике» уже десять лет – признается, работу свою ни на что не променяет. Она творит на радость детям, а что может быть ценнее детского смеха и счастья?
В театре, как и в жизни, важна каждая мелочь. Свою весомую роль в создании законченных образов, особой атмосферы действа играет оформление спектакля – цветовое, звуковое, световое. В работе с декорациями и костюмами актеров девчатам из бутафорского цеха помогает художник-модельер Вера Михайловна Лебедева. Над музыкальным сопровождением трудится композитор-звукорежиссер Вячеслав Карбушев, игрой света заведует светорежиссер Павел Коржуков. Каждый сотрудник на вес золота – все детали театральной машины должны работать слаженно и без перебоев.
– Безусловно, за спектакль вся ответственность лежит на режиссере, – отмечает Александр Шевель. – Но без доверия друг к другу ничего не получится. В нашем театре настоящая команда единомышленников, в нем царит теплая и хорошая творческая атмосфера.
Пока одни что-то шьют и мастерят, другие упорно репетируют. Кто-то скажет: «Что это за работа – куклу передвигать!» Дескать, не мешки таскать! Мнение такое в корне ошибочно. Кукла – это инструмент в руках актера. Чтобы ее оживить – ее нужно первым делом одухотворить.
– Кукольный жанр требует от актера разных навыков – это и техника владения куклами, и особая пластика, и вокал, и речь, – рассказывает Александр Шевель. – Чтобы вжиться в роль, необходимо как бы слиться с куклой, стать единым целым. И в то же время актер должен быть на втором плане, для зрителя его не существует, так же, как и «ниточек», с помощью которых кукловод приводит своих героев в движение.
Когда смотришь спектакль, все кажется легко, красиво и очень загадочно. В то время как быть артистом – тяжелый труд. Многие зрители наверняка могут не заметить что несколькими сказочными персонажами может управлять один и тот же человек. В нашем «Кудеснике» это обычная практика.
– Взять, к примеру, «Сказки дедушки Ерошки». Мне довелось играть в нем роль самого дедушки вживую, а также, скрывшись за ширмой, – Вороны и Медведя. Дед одним голосом говорит, медведь – по-другому. А ворона у меня отменная получилась, самому понравилась! – смеется Александр Шевель.
Всего в штате «Кудесника» числится восемь актеров. Александр приехал к нам из Хабаровска. В свое время учился в Биробиджанском колледже культуры и искусств на специальности «Театральное творчество», получил профессию актера и режиссера. После этого некоторое время руководил театральными студиями для школьников в Хабаровске, работал в районном Доме молодежи и на телевидении в Амурске. Друзья позвали в Биробиджан – решил попробовать себя в качестве кукловода. И не пожалел.
– В колледже нам, конечно, давали основы кукольного жанра, – говорит актер. – Но искусство это настолько многогранно, что научиться всему, наверное, и жизни не хватит.
Работа в праздники и выходные, отработка образов до первых звезд, повторение ролей и заучивание новых – как и в любом другом театре, актерам кукольного приходится совмещать все это с участием в спектаклях уже поставленных. У театра порой по 50 различных мероприятий в месяц не только среди родных стен, но и выездных – они не только не жалуются, а говорят, что восторженные глаза маленьких и взрослых зрителей стоят того, чтобы вновь и вновь придумывать чудо. Они так живут – вдохновляются, фантазируют, мечтают и приступают к новым постановкам.
Сегодня «Кудесник» активно готовится к премьере нового спектакля «Как страусенок друзей искал» и ждет зрителей в малом зале на уже полюбившуюся многим ребятам историю про черепашонка – «Интересно все вокруг». Сказку, кстати, дополняет игровая программа, к которой детвора с удовольствием подключается – здесь можно и попрыгать, и загадки поотгадывать. Немногие знают, что двери кукольного театра открыты не только в полдень воскресного дня , – спектакли идут здесь и по четвергам в 18.30. А напоследок: в скором времени «кудесники» наведут марафет в своем актовом зале – здесь появятся новые удобные кресла, улучшится и техническое оснащение. Чтобы вы, дорогие зрители, хотели вновь и вновь сюда возвратиться, испытать то самое чувство, когда ты оказался в сказке…